Проект
(Тираж 13.07.2017)

Закон Украины
О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения
Перевод сделан по инициативе Medical Business Forum. Оригинальный текст
Этот Закон определяет государственные финансовые гарантии предоставления необходимых пациентам услуг по медицинскому обслуживанию (медицинских услуг) и лекарственных средств надлежащего качества за счет средств Государственного бюджета Украины по программе медицинских гарантий.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения
1. Законодательство о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения базируется на Конституции Украины и состоит из Основ законодательства Украины о здравоохранении, настоящего Закона, а также других законов и нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения.

2. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, нежели те, которые предусмотрены законодательством о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения, то применяются нормы международного договора.
Статья 2. Основные понятия
1. В настоящем Законе термины используются в следующем значении:

1) программа государственных гарантий медицинского обслуживания населения (программа медицинских гарантий) – программа, определяющая перечень и объем медицинских услуг (включая медицинские изделия) и лекарственных средств, полную оплату предоставления которых пациентам государство гарантирует за счет средств Государственного бюджета Украины согласно тарифу, для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами;

2) электронная система здравоохранения – информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая автоматизацию ведения учета медицинских услуг и управление медицинской информацией путем создания, размещения, публикации и обмена информацией, данными и документами в электронном виде, в состав которой входят центральная база данных и электронные медицинские информационные системы, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией, данными и документами через открытый программный интерфейс (АРI);

3) медицинские записи – информация по медицинскому обслуживанию пациента или его результатам, изложенная в унифицированной форме в соответствии с требованиями, установленными законодательством;

4) поставщики (предоставители) медицинских услуг – учреждения здравоохранения всех форм собственности и физические лица-предприниматели, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике и заключили договор о медицинском обслуживании населения с главными распорядителями бюджетных средств;

5) реимбурсация – механизм полного или частичного возмещения субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по розничной торговле лекарственными средствами, стоимости лекарственных средств, отпущенных пациенту на основании рецепта, за счет средств Государственного бюджета Украины;

6) тариф – ставка, определяющая размер полной оплаты за предусмотренные программой медицинских гарантий медицинские услуги и лекарственные средства;

7) Уполномоченный орган – центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения.

2. Другие термины используются в настоящем Законе в значении, приведенном в Основах законодательства Украины о здравоохранении и других законодательных актах.

Статья 3. Государственные финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и лекарственных средств
1. В соответствии с настоящим Законом государство гарантирует полную оплату согласно тарифу за счет средств Государственного бюджета Украины предоставления гражданам необходимых им медицинских услуг и лекарственных средств, предусмотренных программой медицинских гарантий.

2. За счет Государственного бюджета Украины отдельно осуществляется финансовое обеспечение программ общественного здоровья, мер борьбы с эпидемиями, проведения медико-социальной экспертизы, деятельности, связанной с проведением судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, и других программ в области здравоохранения, обеспечивающих выполнение общегосударственных функций, согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

3. Права и гарантии в сфере здравоохранения, касающиеся медицинского обслуживания, обеспечения лекарственными средствами, предусмотренные другими законами Украины для определенных категорий лиц, финансируются по отдельным программам за счет средств государственного и местных бюджетов, целевых страховых фондов и других источников, не запрещенных законодательством.

4. Дополнительные государственные финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и лекарственных средств могут устанавливаться законами Украины.

5. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут финансировать местные программы развития и поддержки коммунальных учреждений здравоохранения, в том числе по обновлению материально-технической базы, капитальному ремонту, реконструкции, повышению оплаты труда медицинских работников (программы «местных стимулов»), а также местные программы предоставления населению медицинских услуг, местные программы общественного здоровья и другие программы в здравоохранении.

Статья 4. Программа медицинских гарантий
1. В рамках программы медицинских гарантий государство гарантирует гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины, а также лицам, признанным беженцами или лицами, которые нуждаются в дополнительной защите, полную оплату за счет средств Государственного бюджета Украины необходимых им медицинских услуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением:

1) экстренной медицинской помощи;

2) первичной медицинской помощи;

3) вторичной (специализированной) медицинской помощи;

4) третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;

5) паллиативной медицинской помощи;

6) медицинской реабилитации;

7) медицинской помощи детям до 16 лет;

8) медицинской помощи в связи с беременностью и родами.

2. Иностранцам и лицам без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, в рамках программы медицинских гарантий государство обеспечивает оплату необходимых медицинских услуг и лекарственных средств, связанных с оказанием экстренной медицинской помощи. Такие лица обязаны компенсировать государству полную стоимость оказанных медицинских услуг и лекарственных средств в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено международными договорами или законами Украины.

Медицинские услуги и лекарственные средства, связанные с предоставлением других видов медицинской помощи, оплачиваются иностранцами и лицами без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, за счет собственных средств, средств добровольного медицинского страхования или других источников, не запрещенных законодательством.

3. Программой медицинских гарантий определяется перечень и объем медицинских услуг и лекарственных средств, оплата которых гарантируется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Медицинские услуги и лекарственные средства, не включенные в программу медицинских гарантий, не подлежат оплате за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на реализацию программы медицинских гарантий, но могут покрываться за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на реализацию соответствующих государственных программ и мероприятий, местных бюджетов, медицинского страхования, юридических и физических лиц и с других источников, не запрещенных законодательством.

4. Программа медицинских гарантий разрабатывается с учетом положений отраслевых стандартов в сфере здравоохранения в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой и бюджетной политики.

5. Программа медицинских гарантий утверждается Верховной Радой Украины в составе закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Объем средств Государственного бюджета Украины, направляемых на реализацию программы медицинских гарантий, ежегодно определяется в Законе Украины о Государственном бюджете Украины как доля валового внутреннего продукта (в процентах) в размере не менее 5 процентов валового внутреннего продукта Украины. Расходы на программу медицинских гарантий являются защищенными статьями расходов бюджета.

6. Сужение программы медицинских гарантий не допускается, кроме случаев, установленных законом.
Раздел ІІ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕДИЦИНСКИХ ГАРАНТИЙ
Статья 5. Основные принципы программы медицинских гарантий
1. Программа медицинских гарантий базируется на следующих принципах:

1) законодательное определение условий и порядка финансирования оказания медицинских услуг и лекарственных средств за счет средств Государственного бюджета Украины по программе медицинских гарантий;

2) предоставление равных государственных гарантий для реализации пациентами права на охрану здоровья независимо от возраста, расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, зарегистрированного места жительства, языковых или других признаков;

3) обеспечение сохранения и восстановления здоровья населения путем предоставления медицинских услуг и лекарственных средств надлежащего качества;

4) целевое и рациональное использование средств, предусмотренных на финансирование предоставления медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий;

5) универсальность и справедливость доступа к необходимым медицинским услугам и лекарственным средствам по программе медицинских гарантий;

6) предсказуемость и спланированность объема медицинских услуг и лекарственных средств;

7) гласность, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения;

8) конкуренция и отсутствие дискриминации поставщиков медицинских услуг.

Статья 6. Права и обязанности пациентов в сфере государственных финансовых гарантий
1. Пациенты имеют право на:

1) получение необходимых им медицинских услуг и лекарственных средств надлежащего качества за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на реализацию программы медицинских гарантий, у поставщиков медицинских услуг;

2) бесплатное получение информации от Уполномоченного органа или поставщиков медицинских услуг о программе медицинских гарантий и поставщиках медицинских услуг по этой программе, которые могут оказать необходимую пациенту медицинскую услугу;

3) возможность выбора врача пациентом в порядке, установленном законодательством;

4) предоставление врачам, третьим лицам права доступа к персональным данным и другой информации, содержащейся в электронной системе здравоохранения, в том числе информации о состоянии своего здоровья, диагнозе, а также о сведениях, полученных во время медицинского обследования, при условии соблюдения такими лицами требований Закона Украины «О защите персональных данных»;

5) получение от Уполномоченного органа информации о лицах, которые подавали запросы о предоставлении информации, содержащейся в электронной системе здравоохранения, о таком пациенте;

6) обжалование решений, действий или бездействия поставщиков медицинских услуг или Уполномоченного органа и его территориальных органов в установленном законом порядке;

7) судебную защиту своих прав;

8) обращение в Совет общественного контроля относительно действий или бездействия Уполномоченного органа;

9) иные права, предусмотренные законодательством.

2. Пациенты обязаны:

1) предоставлять соответствующему поставщику медицинских услуг достоверную информацию и документы, необходимые для получения медицинских услуг и лекарственных средств;

2) проходить профилактические медицинские осмотры в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны здоровья;

3) выполнять медицинские предписания врача и соблюдать правила внутреннего распорядка поставщика медицинских услуг;

4) выполнять другие требования, предусмотренные законодательством о здравоохранении.
Статья 7. Уполномоченный орган
1. Основными функциями Уполномоченного органа являются:

1) реализация государственной политики в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий;

2) проведение мониторинга, анализа и прогнозирования потребностей населения Украины в медицинских услугах и лекарственных средствах;

3) выполнение функций заказчика медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий;

4) разработка проекта программы медицинских гарантий, внесение предложений по тарифам и корректирующим коэффициентам;

5) заключение, изменение и прекращение договоров о медицинском обслуживании населения и договоров о реимбурсации;

6) осуществление мер, обеспечивающих целевое и эффективное использование средств по программе медицинских гарантий, в том числе мероприятий по проверке соблюдения поставщиками медицинских услуг требований, установленных порядком использования средств этой программы и договорами о медицинском обслуживании населения;

7) получение и обработка персональных данных и другой информации о пациентах (в том числе информации о состоянии здоровья, диагнозе, а также сведений, полученных во время медицинского обследования пациентов) и поставщиках медицинских услуг, необходимых для осуществления его полномочий, с соблюдением требований Закона Украины «О защите персональных данных»;

8) обеспечение функционирования электронной системы здравоохранения;

9) осуществление иных полномочий, определенных законами Украины.

2. В целях обеспечения прозрачности и общественного контроля за деятельностью Уполномоченного органа образуется Совет общественного контроля, который формируется на основе открытого конкурса в составе 15 человек, которые переизбираются каждые два года.

3. В состав Совета общественного контроля не могут входить:

1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления;

2) лицо, которое по решению суда признано недееспособным или дееспособность которого ограничена;

3) лицо, имеющее судимость за совершение преступления, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке (кроме реабилитированного лица), или на которое в течение последнего года до дня подачи заявления на участие в конкурсе накладывалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения;

4) лицо, которое в понимании Закона Украины «О предотвращении коррупции» является близким лицом председателя, заместителя председателя центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере организации финансирования предоставления медицинских услуг и лекарственных средств, руководителя структурного подразделения этого органа;

5) лицо, которое является членом органов управления и/или владеет прямо или косвенно предприятиями либо корпоративными правами субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность по медицинской практике, хозяйственную деятельность по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств, или члены его семьи (в понимании Закона Украины «О предотвращении коррупции») являются собственниками таких предприятий или корпоративных прав и/или членами органов управления таких субъектов хозяйствования;

6) лицо, которое, независимо от продолжительности, было работником центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере здравоохранения, и/или Уполномоченного органа в течение предыдущих двух лет;

7) лицо, близкие лица которого (в понимании Закона Украины «О предотвращении коррупции»), независимо от продолжительности, были работниками центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере здравоохранения, и/или Уполномоченного органа в течение предыдущих двух лет.

4. Порядок проведения конкурса по формированию Совета общественного контроля, его персональный состав и положение о нем утверждается Кабинетом Министров Украины.

5. Совет общественного контроля:

1) заслушивает информацию о деятельности, выполнении задач Уполномоченного органа;

2) рассматривает отчеты Уполномоченного органа и утверждает свое заключение по ним;

3) имеет другие права, предусмотренные положением о Совете общественного контроля.
Статья 8. Особенности договоров о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий
1. Договор о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий заключается между учреждением здравоохранения независимо от формы собственности или физическим лицом-предпринимателем, которое в установленном законом порядке получило лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и Уполномоченным органом.

2. Договор о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий заключается в письменной (электронной) форме.

3. Запрещается отказ или уклонение от заключения соответствующего договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий с субъектами, определенными в части первой этой статьи, которые подали заявление Уполномоченному органу о заключении такого договора и предоставляют медицинские услуги, предусмотренные программой медицинских гарантий.

4. Договор о медицинском обслуживании населения является договором в пользу третьих лиц – пациентов в части предоставления им медицинских услуг и лекарственных средств поставщиками медицинских услуг.

5. Существенными условиями договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий являются:

перечень и объем предоставления пациентам медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий;

условия, порядок и сроки оплаты тарифа;

фактический адрес предоставления медицинских услуг;

права и обязанности сторон;

срок действия договора;

отчетность поставщиков медицинских услуг;

ответственность сторон.

6. Договор о медицинском обслуживании населения подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в течение пяти дней с момента его заключения.

7. Типовая форма договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, порядок его заключения, изменения и прекращения утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 9. Порядок получения медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий
1. В случае необходимости в медицинских услугах и лекарственных средствах по программе медицинских гарантий пациент (его законный представитель) обращается к поставщику медицинских услуг в порядке, установленном законодательством.

2. Пациент (его законный представитель) реализует свое право на выбор врача путем подачи поставщику медицинских услуг декларации о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь. Поставщикам медицинских услуг запрещается отказывать в принятии декларации о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь, и ведении пациента, в частности, на основании наличия у пациента хронического заболевания, его возраста, пола, социального статуса, материального положения, зарегистрированного места жительства и т. д., кроме случаев, предусмотренных законодательством.

3. В случае невозможности избрания врача пациент имеет право обратиться в Уполномоченный орган или его территориальные органы за разъяснениями относительно поставщиков медицинских услуг, связанных с предоставлением первичной медицинской помощи, и обеспечением пациенту возможности реализовать его право на выбор врача.

4. Форма декларации и порядок выбора врача, оказывающего первичную медицинскую помощь, утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

5. Предоставление медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий, связанных с вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной), паллиативной медицинской помощью и медицинской реабилитацией, осуществляется по направлению врача, оказывающего первичную медицинскую помощь, или лечащего врача в порядке, предусмотренном законодательством, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством направления врача не требуется.

6. При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лекарственные средства по программе медицинских гарантий предоставляются пациенту на основании рецепта врача субъектом хозяйствования, который осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными средствами и заключил договор о реимбурсации с Уполномоченным органом.

7. Порядок реимбурсации лекарственных средств по программе медицинских гарантий на соответствующий год, типовая форма договора о реимбурсации, порядок его заключения, изменения и прекращения утверждаются Кабинетом Министров Украины.

8. Поставщик медицинских услуг обязан проинформировать пациента о медицинских услугах и лекарственных средствах, которые пациент может получить у этого поставщика по программе медицинских гарантий.
Статья 10. Основные принципы оплаты медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий
1. Для всей территории Украины устанавливаются единые тарифы оплаты медицинских услуг, лекарственных средств и медицинских изделий, размеры реимбурсации лекарственных средств, предоставляемых пациентам по программе медицинских гарантий.

Оплата согласно тарифу гарантирована всем поставщикам медицинских услуг в соответствии с заключенными с ними договорами о медицинском обслуживании населения.

К тарифам могут применяться корректирующие коэффициенты, размеры и основания применения которых являются едиными для всей территории Украины.

2. Тарифы могут устанавливаться в частности как:

1) глобальные ставки, предусматривающие уплату поставщикам медицинских услуг фиксированной суммы за определенное количество услуг или определенный период;

2) капитационные ставки, которые устанавливаются в виде фиксированной суммы за каждого пациента;

3) ставки на пролеченный случай;

4) ставки на медицинскую услугу;

5) ставки по результатам выполнения договоров о медицинском обслуживании населения поставщиком медицинских услуг.

Указанные ставки могут использоваться как вместе, так и отдельно друг от друга.

3. Методика расчета тарифов и корректирующие коэффициенты утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики.

При расчете тарифов и корректирующих коэффициентов базой для определения компонента оплаты труда медицинских работников служит величина, являющаяся не меньшей чем 250 процентов средней заработной платы в Украине за июль года, предшествующего году, в котором будут применяться следующие тарифы и корректирующие коэффициенты.

Тариф на медицинские услуги, связанные с предоставлением первичной медицинской помощи, состоит из двух частей: ставки на оплату медицинской услуги и ставки на оплату диагностических услуг, в том числе лабораторных исследований.

4. Тарифы разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном для программы медицинских гарантий, и являются ее неотъемлемой частью.

5. Тариф уплачивается Уполномоченным органом за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с программой медицинских гарантий непосредственно поставщикам медицинских услуг.

6. Возмещение стоимости лекарственных средств по договорам о реимбурсации по программе медицинских гарантий осуществляет Уполномоченный орган.

7. Поставщикам медицинских услуг, которые являются государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, запрещается требовать от пациентов вознаграждения в любой форме за медицинские услуги и лекарственные средства, предоставленные по программе медицинских гарантий. Такие действия являются основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной договором о медицинском обслуживании населения, в том числе одностороннего расторжения договора по инициативе Уполномоченного органа.

8. Оплата предоставления медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий осуществляется на основании информации и документов, внесенных поставщиком медицинских услуг в электронную систему здравоохранения.

Поставщик медицинских услуг составляет отчет в электронной системе здравоохранения, в котором указывает объем предоставленных пациентам медицинских услуг и лекарственных средств.

Оплата тарифа за предоставленные медицинские услуги и лекарственные средства осуществляется в порядке очередности поступления таких отчетов.

9. Оплата предоставления медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий, поставщиками которых являются государственные и коммунальные учреждения здравоохранения, осуществляется на условиях предварительной оплаты в случаях, установленных Кабинетом Министров Украины.

10. Оплате за счет средств Государственного бюджета Украины подлежат лекарственные средства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины, и программу медицинских гарантий.

11. В учреждениях здравоохранения государственной и коммунальной формы собственности, которые являются поставщиками медицинских услуг по программе медицинских гарантий, объем платных медицинских услуг, не входящих в программу медицинских гарантий, может составлять не более 20 % от объема всех предоставленных услуг.
Статья 11. Электронная система здравоохранения
1. Порядок функционирования электронной системы здравоохранения утверждается Кабинетом Министров Украины с учетом требований законодательства о защите персональных данных.

2. Доступ к данным о пациенте, содержащимся в электронной системе здравоохранения, возможен только в случае получения согласия такого пациента (его законного представителя) в письменной форме или в форме, что позволяет сделать вывод о предоставлении согласия. Без согласия доступ к информации о пациенте возможен в случаях:

наличия признаков прямой угрозы жизни пациента;

невозможности получить согласие такого пациента или его законных представителей (до времени, когда получение согласия станет возможным);

по решению суда.

3. Подписывая декларацию о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь, пациент (его законный представитель) дает согласие на доступ к данным о нем, содержащимся в электронной системе здравоохранения, такому врачу, а также другим врачам по его направлению в объеме, необходимом для предоставления медицинских услуг такими врачами.

4. Уполномоченный орган обязан опубликовывать на официальном сайте данные, накопленные в электронной системе здравоохранения, при условии обезличивания персональных данных в соответствии с требованиями Закона Украины «О защите персональных данных» в объеме и в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Раздел ІІІ
КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 12. Контроль за соблюдением законодательства о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения
1. Контроль за соблюдением законодательства о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения осуществляют центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законом.

2. Контроль качества предоставления медицинских услуг поставщиками медицинских услуг и систематическое проведение анализа результатов и эффективности медицинских услуг и лекарственных средств осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения.
Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения, предоставления медицинских услуг и лекарственных средств
1. Лица, виновные в нарушении законодательства о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения, несут ответственность в соответствии с законом.
Раздел ІV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу через месяц со дня его опубликования и вводится в действие с 1 января 2018 года поэтапно, кроме части 8 статьи 10, которая вступает в силу и вводится в действие с 1 августа 2018 года.

2. С 1 января 2018 года вводится реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для первичной медицинской помощи в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

3. В течение 2018–2019 годов реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий постепенно вводится для других видов медицинской помощи, в том числе путем реализации пилотных проектов для соответствующих видов медицинских услуг, отдельных учреждений здравоохранения, населенных пунктов или регионов. Порядок реализации таких проектов, перечень медицинских услуг и лекарственных средств, оплачиваемых за счет средств Государственного бюджета Украины, тарифы и корректирующие коэффициенты устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

4. С 1 января 2020 года реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий осуществляется в соответствии с настоящим Законом для всех видов медицинской помощи.

5. До 31 декабря 2019 года реимбурсация осуществляется для определенного Кабинетом Министров Украины перечня медицинских состояний в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. С 1 января 2020 года вводится реимбурсация стоимости лекарственных средств, предусмотренных программой медицинских гарантий.

6. Положения части 11 статьи 10 действуют до 31 декабря 2024 года.

7. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) в Основах законодательства Украины о здравоохранении (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 4, ст. 19 с последующими изменениями):

часть первую статьи 3 дополнить новыми абзацами следующего содержания:

«медицинская субсидия – безналичная помощь, предоставляемая за счет средств государственного или местных бюджетов для оплаты необходимых пациенту медицинских услуг и лекарственных средств;

оценка медицинских технологий – экспертиза медицинских технологий относительно клинической эффективности, экономической целесообразности, организационных проблем и проблем безопасности для граждан в связи с их применением»;

пункт "в" статьи 7 изложить в следующей редакции:

«в) финансирование предоставления всем гражданам и другим определенным законом лицам гарантированного объема медицинских услуг и лекарственных средств в порядке, установленном законом»;

в статье 8:

часть третью изложить в следующей редакции:

«Государство гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения по эпидемическим показаниям. Государство также гарантирует бесплатное проведение медико-социальной экспертизы, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, патологоанатомических вскрытий и связанных с ними исследований в порядке, установленном законодательством»;

дополнить статью после части третьей новой частью следующего содержания:

«Государство гарантирует гражданам Украины и другим определенным законом лицам предоставление необходимых медицинских услуг и лекарственных средств за счет средств Государственного бюджета Украины на условиях и в порядке, установленных законодательством».

В связи с этим части четвертую и пятую считать, соответственно, частями пятой и шестой;

дополнить статью частью следующего содержания:

«Разработка отраслевых стандартов в сфере здравоохранения, проведение государственной оценки медицинских технологий осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины»;

первое предложение части пятой статьи 16 изложить в следующей редакции: «Учреждения здравоохранения могут добровольно проходить аккредитацию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины»;

статью 18 дополнить новыми абзацами следующего содержания:

«Порядок заключения договоров о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, определения тарифов для оплаты медицинских услуг и лекарственных средств устанавливается Законом Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения»;

«Порядок назначения и предоставления медицинских субсидий устанавливается Кабинетом Министров Украины»;

статью 35-1 изложить в следующей редакции:

«Статья 35-1. Первичная медицинская помощь

Первичная медицинская помощь – медицинская помощь, предусматривающая предоставление консультации, проведение диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний, осуществление профилактических мероприятий; направление в соответствии с медицинскими показаниями пациента, который не нуждается в экстренной медицинской помощи, для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи; оказание неотложной медицинской помощи в случае расстройства физического или психического здоровья пациента, не требующего экстренной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Предоставление первичной медицинской помощи обеспечивают учреждения здравоохранения и физические лица-предприниматели, которые получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке.

Первичную медицинскую помощь оказывают врачи общей практики – семейные врачи, врачи других специальностей, определенных центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, и другие медицинские работники, работающие под их руководством.

Пациент имеет право выбирать врача, который оказывает первичную медицинскую помощь, в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Первичная медицинская помощь оказывается бесплатно в учреждениях здравоохранения и физическими лицами-предпринимателями, получившими соответствующую лицензию в установленном законом порядке, с которыми главный распорядитель бюджетных средств заключил договор о медицинском обслуживании населения.

Первичная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях или по месту жительства (пребывания) пациента в порядке, определяемом центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.»;

2) пункт 6 части второй статьи 7 Закона Украины «О защите персональных данных» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., № 34, ст. 481; 2013 г., № 51, ст. 715; 2014 г., № 14, ст. 252) изложить в следующей редакции:

«6) необходима в целях охраны здоровья, установления медицинского диагноза, для обеспечения попечительства или лечения либо оказания медицинских услуг, функционирования электронной системы здравоохранения, при условии, что такие данные обрабатываются медицинским работником или другим лицом учреждения здравоохранения или физическим лицом-предпринимателем, получившим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и его работниками, на которых возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и на которых распространяется действие законодательства о врачебной тайне, работниками центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения, на которых возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных»;

3) пункты 2 и 3 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно усовершенствования оказания медицинской помощи» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012 г., № 14, ст. 86) исключить;

4) часть первую статьи 2 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2013 г., № 19-20, ст. 190; 2015 г., № 30, ст. 289) изложить в следующей редакции:

«1. Действие этого Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе формирования, установления и применения цен Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти, органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, органами местного самоуправления и субъектами хозяйствования, которые ведут деятельность на территории Украины, а также осуществление государственного контроля (надзора) и наблюдения в сфере ценообразования. Действие настоящего Закона не распространяется на установление тарифов на медицинские услуги и лекарственные средства в рамках программы медицинских гарантий согласно Закону Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения»;

8. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации положений этого Закона, и обеспечить вступление их в силу одновременно с введением в действие соответствующих положений настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить принятие, пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

проработать вопрос введения общеобязательного государственного социального медицинского страхования.



Председатель Верховной Рады Украины

Перевод сделан по инициативе Medical Business Forum
Оригинальный текст
Переводчик: Тетяна Кришталовська
КОНТАКТЫ
MEDICAL BUSINESS FORUM
Позвонить:
Украина: +38 063 873 50 67
Германия: +49 159 040 96 203

Отправить сообщение:
WhatsApp: +49 176 486 000 24
Viber: +49 159 040 96 203

Написать письмо:
ok@medical-business-forum.com