Личный опыт: как открыть свое дело и все успевать
Интервью Лии Смекун для RU.IDEALLA.NET
Екатерина Кушнир

поделись статьей в социальных сетях
Лия Смекун — маркетолог в сфере здравоохранения и фармацевтики. Придумала новый формат бизнес-мероприятий для врачей и топ-менеджеров частных клиник — Medical Business Forum. Мы поговорили с Лией о бизнесе и жизни. Читайте, с чего начать тем, кто мечтает уйти из найма, и как совместить семью с работой.

— Как у вас появилась идея Medical Business Forum?
— Я живу в Германии, где несколько лет назад работала маркетологом в немецкой фармацевтической компании, ключевыми рынками которой были Украина и Россия.

По работе я плотно общалась с врачами и выяснила: система здравоохранения в СНГ устроена так, что им часто некуда развиваться в сфере бесплатной медицины. Многие врачи смотрят в сторону частной медицины, но как строить бизнес — не понимают. Они же все время учились спасать и лечить людей, а не предпринимательской деятельности. Я поняла, что могу им помочь. Так у меня появилась идея сделать первую конференцию, где будут раскрыты самые острые темы, связанные с медициной как бизнесом.

Сейчас Medical Business Forum вырос — это название, за которым скрывается много всего: сообщество, конференции, бизнес-туры, курсы, лекции, образовательные программы… Скоро к этому списку добавится и книга «Маркетинг медицинских услуг для врачей и клиник».
— Что нужно тем, кто мечтает открыть свое дело, и с чего лучше начать?
— Для открытия своего дела нужен опыт, деньги, знания, большое желание заниматься бизнесом, хорошие партнеры, точное представление о том, кто ваш конечный клиент и что именно вы продаете. Я не очень верю в стартапы на энтузиазме: в вязание шапок, выпечку шарлоток и т.д. И не считаю бизнесом истории, где человек зарабатывает так, что ему со скрипом хватает на метро.

Начинающим предпринимателям я бы посоветовала пойти к потенциальным клиентам и поговорить с ними. Только не к друзьям и родственникам. Потому что, если вы, например, хотите вязать носки, придете к маме и спросите у нее, купит ли она их — мама ответит: «Да!». А вам нужны реальные люди, которые покупают похожие услуги/товары. Узнайте у них, как они совершают покупки, сколько платят, какие компании считают самыми крутыми в вашей сфере.

Разговаривать лучше с глазу на глаз, не письменно, в крайнем случае — по телефону, чтобы слышать интонации человека. Иначе можно неправильно понять суть, скрытую в полутонах. Например, человек ответил, что покупает носки, а на самом деле заказывает их оптом в Китае два раза в год, потом выбрасывает. И ваши элитные носки ручной работы ему не нужны. А вы на этого человека или на таких как он рассчитывали, как на будущую аудиторию покупателей.

Такие беседы помогут понять, куда двигаться. Кроме этого, вы узнаете, как покупают и используют товары, похожие на ваш, о преимуществах других производителей.

Также потенциальный клиент может сказать, что покупал бы больше, будь в носках не такая резинка, а вот такая. Вы узнаете, что нужно людям, поймете, может быть, свое уникальное торговое предложение: что вы способны дать покупателю, а другие — нет, про что конкуренты не знают, а вы будете делать.

На старте своего проекта я проводила много глубинных интервью с врачами. Они показали, какие есть проблемы при переходе из государственной медицины в частную. Уже под эти актуальные темы я нашла спикеров для того самого первого Medical Business Forum. А потом осталось только доработать идею, так как некоторые мои предположения оказались нежизнеспособными.
— Какую нишу лучше выбрать для бизнеса? Если она знакомая — даст ли это больше шансов на успех?
— Стоит заниматься или тем, от чего у тебя вырастают крылья, или тем, в чем реально разбираешься очень хорошо.

Успех зависит не от глубины знаний, а от математических факторов, среды, ваших личных возможностей и ресурсов, даже энергетических, физических — насколько долго, например, вы готовы работать без отдыха.

Мне кажется, что люди, приходящие из других рынков и делающие что-то знакомое, но в другой области, часто достигают успеха, потому что у них нет зашоренности. Нет предубеждений, основанных на предыдущем опыте.

Я наблюдаю за успешными взлетами и понимаю, что хорошо стартуют небольшие и средние проекты, когда человек при переходе из одной отрасли в другую приносит с собой удачные решения. Такой положительный побочный эффект, как бывает у

некоторых препаратов, когда лекарство от депрессии, например, помогает сбросить лишний вес. И именно в таком виде, с таким акцентом становится супер-успешным.

И обязательно пробовать, тестировать идеи на практике. Нужно найти баланс между ощущением, что идея приживется в новой почве, и рациональным расчетом. Если делать мастерскую по пошиву шелковых платьев по принципам сталелитейного завода, то может не получиться, надо сначала попробовать в миниатюре.
— Многие посещают профильные мероприятия ради полезных связей. Наверняка вы знаете, как правильно заводить знакомства, каких ошибок избегать?
— Я знаю, как подготовиться к мероприятию, где будет много людей, чтобы получить как можно больше контактов. В первую очередь, нужно сделать визитку или придумать другой способ обменяться контактной информацией. Из 100 человек визитки на мероприятие забывают взять не меньше 40. Окажитесь в числе тех, кто не забыл, или придумайте другой способ передать интересным вам людям ваши контактные данные.

Лично у меня есть футболка, на которой написаны мои телефон, скайп, электронная почта. Я могу разговаривать с одним человеком, а другой в это время фотографирует мои контакты.

Самый важный секрет — в предварительной подготовке. Есть такая механика разговора в лифте, когда за несколько секунд нужно представиться и рассказать о себе. Звучит очень просто, но когда люди начинают практиковать — они теряются, забывают ключевые вещи, очень долго говорят. Надо придумать и выучить яркую запоминающуюся речь, тогда при знакомстве вас запомнят.

В любой коммуникации — не важно первое это знакомство или продолжение — не нужно льстить, врать или выдумывать. Когда люди пытаются произвести впечатление, рассказывая, какой у них грандиозный бизнес, а на самом деле — он у них только в планах. Говорите правду. Скажите, что вы только разрабатываете проект и ищете людей, которые могли бы высказаться на его тему. Может, вам сразу на старте дадут советов, поделятся связями, а может быть и сотрудничество предложат. Смотря, как представите себя и то, чем занимаетесь.
— Как женщине совмещать семью, воспитание детей, работу? Как это получается у вас?
— На мой взгляд, есть только два нормальных правила:

  1. Придумать, как реально совмещать семью и работу. Например, мой знакомый врач берет близких в командировки и, пока он занят делом, его жена и сын гуляют по новому для них городу, ходят в музеи, но утром и вечером – они все вместе. И все рады таким поездкам.
  2. Разделить работу и семью полностью. Не брать телефон и не отвлекаться, пока ты с семьей. А на работе не заниматься домашними делами. Хотя я часто объединяю их с работой, которая требует от меня только пассивного участия. Или с обучением — я параллельно слушаю подкасты, смотрю обучающие ролики, программы, фильмы. У меня лежит блокнот, куда я тут же записываю приходящие в голову идеи.
Еще есть такой способ — составить список дел, которые не требуют более 5 минут времени: звонков, ответов на письма и т.д. Когда появляются свободные минуты, например в пробке, или в, страшно сказать, очереди в банке или к врачу — можно достать его и что-то мелкое сделать.

Когда у меня активная фаза подготовки мероприятия или несколько объемных проектов — я встаю раньше, чем просыпаются мои близкие, и работаю. И с 6.00 до 7.30 утра могу сделать очень много всего — это мой запасной ресурсный кусок времени.
— Сложнее ли женщинам добиваться успеха в бизнесе?
— Я думаю, что в глобальном плане женщинам проще добиваться успеха. Мы всегда можем улыбнуться, сослаться на плохое настроение. Такие отговорки работают только, если ты женщина. Я понимаю, что это не по-взрослому и не под каждый момент подходит. Но, так или иначе, мне кажется, что нас любят, нам делают поблажки, с нами общаются охотнее, чем с мужчинами.

Когда нам не добавляют ума, или считают, что мы в чем-то не разбираемся — часто это нам только на руку. Мне довольно комфортно, когда собеседники-мужчины думают, что они что-то рассказывают, а я не вижу в этом второго дна. Или не умею читать, что в договоре написано мелким почерком. Действительно, женщин часто недооценивают, но в бизнесе это бывает на пользу.
— Какой самый главный совет вы можете дать женщинам, которые хотят открыть свое дело?
— Думаю, что нужно найти двух людей, которым доверяешь. Это должны быть люди, которые тебя любят, уважают и точно хотят только лучшего. При этом, один должен быть прирожденным критиком, а второй – тем, кто умеет поддержать и похвалить, даже, когда ты ошибаешься. Первый – подвергает сомнениям, второй - помогает взмахнуть крыльями.

Без нормальной честной критики — не такой, чтобы испугать или сбить с пути, а честной — очень сложно. Можно наделать много глупостей, потратить зря силы, деньги и время. А без качественной поддержки легко остановиться там, где надо идти вперед, но немного хватает сил. С такой поддержкой вы справитесь со всем, с чем захотите.
Надеемся, советы помогут тем, кто планирует открыть свое дело.
Вы можете подписаться на Лию в инстаграм или фейсбук, а также задать вопросы в комментариях.
Фотографии: Andrii Prots, Елена Утивалеева.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями!
Лия Смекун
Основатель Medical Business Forum,
Маркетолог
"Medical Business Forum — это мероприятия для тех, кто строит эффективную и успешную медицину.

Подписывайтесь на рассылку и первыми получайте информацию о новых мероприятиях Medical Business Forum."
Нажми "Like" и подпишись на наше сообщество в Facebook, чтобы не пропустить статьи про маркетинг для частной медицины.
Читайте также

Подпишись на рассылку, чтобы первым получать новости Medical Business Forum
Хочешь развивать свой медицинский бизнес вместе с Medical Business Forum?
Вы первыми будите получать информацию о наших мероприятиях и статьи, которые будут полезны для развития успешного медицинского бизнеса.
Нажимая на кнопку, вы разрешаете обрабатывать персональные данные и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Хочешь получать новости от Medical Business Forum?
Мы присылаем только полезную информацию для медицинского бизнеса!
Нажимая на кнопку, вы разрешаете обрабатывать персональные данные и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.